Весной хочется писать больше чем обычно, так что новый разговор для канала не заставил себя ждать.
Сегодня про город, поэтов в нем и не только поговорил с Олегом Робиновым, директором Московского государственного музея Есенина.
В этом году Есенину 130 лет. Солидная цифра. А остались в Москве те адреса и стены, где еще можно поймать дух того времени? Каким маршрутом прогуляться, чтобы максимально погрузиться в атмосферу? Есенинская Москва — она какая?
Очень разная. Можно прогуляться по Тверскому бульвару и в его окрестностях, можно пройтись по моей любимой Пречистенке. Я бы посоветовал начать от памятника Пушкину к которому обращался Есенин в знаменитых стихах, правда он тогда стоял на Тверском бульваре, лицом к площади, а вместо здания бывшего Пушкинского кинотеатра, на фоне которого стоит памятник, был Страстной монастырь, стены которого также помнили творчество Сергея Александровича. На углу Тверской и Тверского бульвара — музей-мастерская скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова, моего прадеда, с которым дружил Есенин. Правда в есенинские времена этого дома ещё не было, а к Конёнкову поэт заходил в его мастерскую на Пресню. Именно там родились есенинские строки 1918 года, обращённые к нему:
Пусть хлябь разверзнулась! Гром — пусть! В душе звенит святая Русь, И небом лающий Конёнков Сквозь звезды пролагает путь.
Вместо дома, где сейчас находится музей скульптора, стояла церковь Димитрия Солунского конца XVIII века, а рядом есенинское кафе «Стойло Пегаса», интерьеры которого в своё время оформлял Конёнков. Неподалёку на бульваре с 1995 года стоит памятник поэту, скульптора Александра Бичукова, рядом — Дом Герцена (дом 25), где Есенин впервые публично читал поэму «Анна Снегина» литературной группе «Перевал». Ну и конечно два традиционно есенинских места в Москве — это мемориальный дом в Большом Строченовском переулке, где Есенин жил у своего отца, там мы сейчас активно расширяем существующую камерную экспозицию и «Есенин-центр» в переулке Чернышевского, где, кроме экспозиций, рассказывающих о поэте и его окружении, проходят разнообразные культурные мероприятия.
А современные поэты к вам заглядывают? Они сейчас вообще есть или все танцуют на камеру под трендовую музыку? Где их можно встретить в городе?
Бывает, конечно. В Есенин-центре нашего музея у нас есть прекрасный зал на 100 человек, в нём, кстати, стоит красный рояль из музея Скрябина, на котором играли и продолжают играть многие знаменитые пианисты. Иногда мы смешиваем два жанра и, например, поэзия Ахматовой соединяется с музыкой Шопена в исполнении народного артиста России Юрия Розума. Проходят и поэтические вечера. Из современных поэтов мне нравится творчество Юрия Воротнина, Сергея Пагына. Это настоящая, очень живая русская поэзия!
Знаю, что проводите много лекций, перформансов, поэтических акций. Большое дело. Мы с друзьями тоже периодически организуем своеобразные «кружки» по интересам — управлению, трендвочингу, обсуждению исследований и книг. Какой формат сильнее всего откликается у москвичей? За что голосуют рублем?
Посетители музея готовы, безусловно, платить за новые знания. Неформальное образование, лектории, различные экскурсионные программы сегодня очень ценят москвичи. Также мы открыли при музее художественную студию «Модерн», где учим искусствам, популярным во времена Сергея Есенина — это витраж, мозаика, редкая техника сграффито, тогда же было много собирателей древнерусского искусства и мы проводим мастер-классы по реставрации темперой живописи. Это всё даёт возможность посетителю почувствовать атмосферу эпохи.
А вообще москвичи более чем за век сильно поменялись? Создается впечатление, что нет. По крайней мере литературное наследие точно не теряет актуальность. В чем секрет такой «свежести» работ тех лет?
Николай Васильевич Гоголь как-то сказал «дело моё душа». Как раз в этом и есть очень яркая отличительная особенность русской литературы и вообще русского искусства, которое своими средствами, повествовательными, изобразительными, литературными, раскрывает русскую душу, которая вечна и не меняется с годами.
Вся русская культура говорит не о мимолётных вещах, которые со временем выходят из моды, а говорит о вечных понятиях.
В культуре без вдохновения работать невозможно. Где в городе его стоит искать? Или лучше в деревню?
Тут конечно, кто как привык работать. Пушкин например мог живя в деревне писать гениальные вещи, а Гоголю для этого необходимо было быть в центре столичной жизни. Уехал в тихую Италию, так «Мёртвые души» и не задались. Приехал в Москву — сжёг. Я думаю больше всего нас вдохновляет сама наша жизнь и люди, с которыми она нас сближает.
Сейчас нейросети пишут стихи в прямом эфире, на любую тему и любого объема. Можно даже попросить написать в нужном стиле и на заданную тему. Не станет ли прогресс угрозой для творчества будущих авторов? И как отличить работу машины от произведения поэта? Может есть какой-то алгоритм?
Уверен, что нет. Знаете, ещё лет 10 назад для укрепления международных отношений было модным издавать билингвальные сборники русской поэзии. При этом перевод зачастую был техническим. Так вот, читать такую лирику невозможно. А вот давайте и попробуем для чистоты эксперимента, сформулируем запрос чату GPT:
— «Можешь написать четверостишье в стиле Есенина?»
Сквозь сонный туман за окошком
Тянется свет фонарей.
В сердце гуляет немножко
Грусть запоздалых дождей.
Вот вам и ответ. Рифма есть, поэзии нет.
Если бы я заглянул к вам в гости и попросил посоветовать что еще посмотреть в Москве — куда бы отправили?
— Если бы заглянули в гости ко мне домой, то отправил бы по-соседству в Академию художеств на Пречистенку, смотреть выставку «Сергей Есенин. Бесконечная легенда». В Музее Москвы прекрасная новая экспозиция об истории столицы, а также выставка от кураторов РОСИЗО «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы», музей архитектуры совместно с Новгородским музеем-заповедником готовит очень интересную выставку к 80-летию Победы, так что в мае обязательно туда. Вообще в Москве не заскучаешь. Я думаю наша Москва — один из самых богатых на культурные события городов мира.